Проекты

ДОСТУПНО-ПОНЯТНО: КОНГНИТИВНАЯ ДОСТУПНОСТЬ И КОММУНИКАЦИОННЫЕ ОСНОВЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ С ИНВАЛИДАМИ

Цели проекта
 
Повышение доступности информирования инвалидов в условиях роста профессиональной компетентности специалистов в области оценки доступности и понятности информации при коммуникации с инвалидами
Актуальность
 
Вступление в силу с 1 сентября 2027 года Федерального закона от 25 декабря 2023 г. № 651-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», который вносит изменения в Федеральный закон от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (П. 11) о средствах общения с инвалидами, имеющими интеллектуальные нарушения, об использовании языка с простыми грамматическими конструкциями, альтернативной и дополнительной коммуникации, вспомогательных (ассистивных) устройств и технологии.
 
Участники проекта

  • Федеральное государственное бюджетное учреждение Федеральный научно-образовательный центр медико-социальной экспертизы и реабилитации им. Г.А. Альбрехта Минтруда России: Детское ортопедическое реабилитационное отделение, Детский реабилитационно-восстановительный центр (ДРВЦ)
  • Санкт-Петербургское государственное бюджетное стационарное учреждение социального обслуживания «Дом-интернат для детей с отклонениями в умственном развитии № 4»
  • Санкт-Петербургское государственное бюджетное учреждение центр для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей «Центр содействия семейному воспитанию №6»
  • Ленинградское областное государственное стационарное бюджетное учреждение социального обслуживания «Кировский дом реабилитационного проживания»
  • Санкт-Петербургское государственное автономное учреждение здравоохранения «Хоспис (детский и взрослый)»

Целевые группы проекта
 
Люди с нарушением психических функций:

  • с нарушениями интеллекта,
  • с расстройством аутистического спектра (РАС)
  • люди, у которых с детства было нарушено развитие речи
    (алалия, апраксия, дизартрии)
  • люди со слабыми навыками чтения и письма
  • люди со специфическими нарушениями (дислексия, дисграфия)
  • люди после инсультов и травм головы
  • люди с афазией (отсутствием, распадом речи)
  • люди после удаления опухолей головы и шеи, гортани
  • пожилые люди с нарушениями памяти
  • люди с нарушением внимания
  • лица с расстройствами адаптации, с посттравматическим синдромом

 
В ходе проекта

  • Исследования
  • Семинары
  • Разработка методических материалов
  • Апробация в учреждениях-участниках проекта
  • Мониторинг

 
Ответственный за реализацию проекта
 
Вечканова Ирина Геннадьевна
info@frcds.ru
8(812) 542-83-75
 
 
Публикации

  1. Технологии доступной коммуникации: методические рекомендации / О.А. Мирошниченко, И.Г. Вечканова, О.С. Кудря // Под ред. О.А. Мирошниченко. – СПб.: ФГБУ ФНОЦ МСЭ и Р им. Г.А. Альбрехта Минтруда России, ООО «ЦИАЦАН», – 2024. – 96 с. ISBN 978-5-6051568-9-5 (ссылка на сайт)
  2. Мирошниченко О.А., Вечканова И.Г. Когнитивная доступность – когнитивная сохранность: межведомственный вопрос // Специальное образование. 2023. № 4 (72) С. 136-152. URL: https://elibrary.ru/download/elibrary_59461505_34821908.pdf
  3. Мирошниченко О.А., Вечканова И.Г. Когнитивная доступность информации для профессионального образования, сопровождения и реабилитации // Вестник педагогических инноваций – 2024. – № 2 (74). – С. 13–24. DOI: https://doi.org/10.15293/1812-9463.2402.02
  4. Мирошниченко О.А., Вечканова И.Г. Когнитивная доступность среды для инвалидов при реабилитации и абилитации: маршрутоориентированный подход // Физическая и реабилитационная медицина. — 2024. — Т. 6. — № 1. — С. 19-31 DOI: https://doi.org/10.26211/2658-4522-2024-6-1-19-30
  5. Мирошниченко О.А., Вечканова И.Г. Оценка воспринимаемости информации в аспекте организации доступной среды при социальном обслуживании лиц с нарушением интеллекта// «Специальное образование» № 3 (75) 2024, С.143-159